Александр Морозов рассказал «Ъ Санкт-Петербург» об инвестициях в ЧМ-2018

По подсчетам S.A. Ricci, более 420 млрд руб. вкладывается в строительство и реконструкцию инфраструктуры

Частный капитал в любой стране проведения чемпионата мира (ЧМ) традиционно финансирует проекты инвестиционно понятные и привлекательные при долгосрочном планировании: гостиницы, аэропорты, отдельные объекты электроэнергетики, говорит директор департамента консалтинга, исследований и оценки S.A. Ricci Александр Морозов. "На долю частных инвесторов приходится не более 30% от инвестиций в чемпионат мира, остальные расходы берет на себя государство. Российские инвесторы и девелоперы, мыслившие самое большое среднесрочными масштабами — до пяти лет, долгое время отдавали предпочтения более маржинальным (офисы, торговые центры) проектам. Подготовка к чемпионату, а также девальвация национальной валюты, экономическая стагнация и внешнеполитическая напряженность постепенно меняют отношение инвесторов к гостиничным проектам. Вместе с тем важно отметить, что качественные гостиничные объекты обладают повышенной экономической устойчивостью, и именно поэтому во всем мире готовая работающая гостиница считается идеальным инвестиционным вложением", — говорит господин Морозов.

Традиционно считается, что больше всего на чемпионатах мира зарабатывает туризм. "Неоспорим рекорд Германии, которую в связи с чемпионатом в 2006 году посетило больше 2 млн туристов. Успех Германии, безусловно, связан с возможностями безвизового передвижения в рамках Евросоюза. Однако туристические потоки и иностранные гости не способны окупить ЧМ в краткосрочном периоде. Позитивный эффект приводит к увеличению турпотока иностранцев в год проведения мероприятия: число гостей страны в Бразилии, обычно составлявшее около 5,5 млн человек, в год проведения ЧМ выросло до 7 млн", — приводит статистику Александр Морозов.

По подсчетам S.A. Ricci, около 65% инвестиций в проведение ЧМ-2018 — более 420 млрд рублей — вкладывается в строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов. "Фактически эти деньги инвестируются в будущее страны. Чемпионат пройдет, а новые дороги, отремонтированные и построенные больницы и поликлиники, аэропорты и гостиницы останутся и будут служить долгие годы. Нельзя забывать и о таком трудноизмеримом показателе, как имидж страны, повышение ее авторитета и привлекательности для бизнеса, туризма, развития экономических связей. Например, считается, что получение права на проведения чемпионата мира 2014 года способствовало включению Бразилии в состав БРИКС", — настаивает Александр Морозов. Обращаясь к мировому опыту, он не отрицает, что дорогостоящий стадион, построенный специально для мундиаля, может остаться невостребованным. "В Южной Корее средняя посещаемость сопоставима с российской — 11,5 тыс. человек. Стадионы Jeonju World Cup Stadium, Seoul World Cup Stadium, Suwon World Cup Stadium, где играют ведущие корейские клубы, работают достаточно эффективно. Гораздо печальнее судьба стадионов Daejeon World Cup Stadium, Incheon Munchak Stadium, Gwangju World Cup Stadium, Busan Asiad Stadium. Расходы на содержание стадионов (около $2 млн на каждый) легли на плечи городских муниципалитетов", — приводит цифры господин Морозов.