Как склады оставляют торговые центры пустыми

Как сообщают «РБК. Отрасли», доля вакантных складских площадей в Москве снизилась с 9% в 2016 году до 5,8% в 2018 году (по данным аналитиков S.A. Ricci).

Ключевой риск 2019 года — рост онлайн-торговли и ожидание банкротств крупных розничных сетей, пишут «РБК. Отрасли». Торговые площади превращаются из необходимого фактора успеха бизнеса в дополнительный. Дело в том, что электронная торговля почти во всех странах мира растет на 20–30% в год, многие торговые центры начинают терять арендаторов и закрываться. В 2017 году Amazon захватил 43,5% американского рынка интернет-торговли. А в 2018, как отмечали аналитики eMarket, его доля, предположительно, выросла до 49,1%. В России ситуация несколько другая. Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка электронной торговли в России в 2017 году составил 1,04 трлн руб. (около 3% от объема всей торговли в стране). А по итогам 2018 года доля e-commerce выросла до 4–5%. Как мы видим, цифра по-прежнему невелика.

Можно сказать, что фактически российский e-commerce делает пока только первые шаги. Однако и на российском рынке есть о чем задуматься: ТЦ меняются и проходят реконцепции, сокращаются торговые площади, все популярнее становится районный формат торговых центров «у дома», а в 2018 году самым динамично развивающимся сегментом коммерческой недвижимости стали склады. Так, согласно данным консалтинговой компании S.A. Ricci, доля вакантных складских площадей в Москве снизилась с 9% в 2016 году до 5,8% в 2018 году – когда был зафиксирован максимальный объем сделок за всю современную историю рынка. Одна из причин столь высокого спроса – как раз амбициозные планы развития интернет-торговли.