Приведут ли реформы на рынке жилья к буму в коммерческой недвижимости

Александр Морозов, генеральный директор S.A. Ricci, рассказал «Ведомостям», почему вектор интереса девелоперов смещается из жилья в коммерцию.

Как пишут «Ведомости», 2018 год может войти в историю рынка коммерческой недвижимости как переломный, хотя главные перемены произошли не на его территории. Переход на проектное финансирование и эскроу-счета вместо непосредственной передачи денег дольщиками девелоперам – все это чаще заставляет последних смотреть в сторону проектов с офисами или магазинами.  Есть и другие факторы, которые подогревают интерес застройщиков к «коммерции». По мнению Александра Морозова, генерального директора S.A. Ricci, среди них – медленный рост экономики, закредитованность населения и плохое состояние платежеспособного спроса. Вызовом для девелоперов выступает рост цен: затраты выросли и «нельзя не повысить» цены на квартиры. Но сильно повышать тоже нельзя – экономическая ситуация неблагоприятная, ипотечные ставки подросли. Ситуация на рынке коммерческой недвижимости, напротив, меняется в лучшую сторону. «Все чаще возникает локальный дефицит (например, в центре столицы), уровень вакантных площадей снижается, ценовые показатели не спешат расти. Платежеспособность компаний, особенно в столице, лучше, чем у граждан. Не исключено, что те, кто изначально занимался реализацией только жилых комплексов, начнут проекты, в состав которых будет входить качественная коммерческая недвижимость, например многофункциональные комплексы», комментирует Александр Морозов. В целом, возврат девелоперов на рынок коммерческой недвижимости был бы невозможен без внутренних предпосылок. Они в том, что в основных его сегментах в 2018 г. введено в эксплуатацию минимальное количество площадей – и поэтому есть для кого строить. Но не стоит забывать, что строить нужно то, что востребовано здесь и сейчас. Например, большинство вышедших на рынок в 2018 г. ТЦ были районного формата (отличались меньшей площадью и тяготели к жилым районам). В 2019 г. эта тенденция будет продолжаться. На формирование тренда значительно повлияло стремительное развитие e-commerce. «В ближайшие годы мы будем наблюдать интересный симбиоз онлайн- и офлайн-ритейла, что не может не отразиться на тенденциях рынка торговой недвижимости. Классические магазины делают интернет-площадки, наращивая долю онлайн-продаж. В свою очередь, интернет-магазины будут интенсивнее выходить в ТЦ и стрит-ритейл. Магазины будут все больше приобретать характер шоу-рума», и – считает эксперт.