Рынок инвестиций: курс на краудфандинг

Алексей Богданов, управляющий партнер S.A. Ricci, рассказал «Ведомостям» о развитии краудинвестинга в России и за рубежом и поделился экспертным мнением о перспективах направления.

 Цифровые технологии перевернули классическую финансовую цепочку в сделках с недвижимостью. Курс взят на краудфандинг. Точнее, на краудинвестинг – привлечение коллективных инвестиций в коммерческие проекты с целью дальнейшего получения выгоды. С помощью краудфандинговых платформ сроки сбора средств сокращаются с нескольких месяцев до нескольких дней. Инвесторам краудплощадки помогают сэкономить на посреднических услугах и разделить первоначальные вложения. Это хорошая возможность увеличить количество проектов в портфеле и диверсифицировать его. Ведь доступными становятся и объекты с высокой стоимостью, в том числе зарубежные. Можно выбирать проекты, которые укладываются в риск-профиль: инвестиции внутри платформы проранжированы, что облегчает анализ рынка и конечный выбор.

На Западе успешно работают несколько профессиональных площадок, через которые финансируется строительство жилых и коммерческих зданий. В их числе – проект Three World Trade Center в Нью-Йорке. В России первые платформы появились не так давно: Aktivo, основанная в 2015 г. Оскаром Хартманном и Владимиром Лупенко, и Credo Capital, созданная в 2017 г. ГК «Основа». Примеров коллективного финансирования девелопмента в РФ пока нет: речь идет только о покупке уже существующего помещения, стоимость которого делится между частными инвесторами. Для управления каждым объектом формируется ЗПИФ, где инвесторы приобретают паи (минимальная стоимость пая в Aktivo – 300 000 руб., в Credo Capital – 900 000). Среднегодовая доходность объектов оценивается приблизительно в 12% плюс 5–7% за счет роста их рыночной стоимости. Пока обе платформы занимаются только торговой недвижимостью. Например, в портфеле Aktivo представлены помещения в street-retail, якорными арендаторами которых выступают крупные продуктовые сети – «Перекресток», «Азбука вкуса», «Магнит», «Пятерочка». Эксперт считает, что выбор сегмента логичен: продуктовый ритейл – один из самых устойчивых на рынке в условиях нестабильной экономики.

По мнению Алексея Богданова краудинвестинг – это перспективное направление, но его преимущества и риски нужно досконально изучить. Самое важное, чтобы онлайн-площадки модерировались только профессиональными игроками, которые будут проводить тщательный аудит объектов, обеспечивая тем самым надежность и прозрачность сделок. Как обычно в случае с инновациями, камнем преткновения становится отсутствие законодательной базы. Но сдвиги уже есть: Госдума рассматривает законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», который будет контролировать работу краудплощадок. Очевидно, что внедрение на государственном уровне поможет площадкам стать более широкоформатными – вкладывать средства можно будет не только в торговые объекты, но и в жилые или офисные. Вероятно, со временем Россия повторит зарубежный опыт, и строительство недвижимости можно будет финансировать с помощью краудплатформ.