WeWork выходит на московский рынок коворкингов

Александр Морозов, генеральный директор S.A. Ricci, рассказал The Village о перспективах развития легендарной сети WeWork в Москве.

WeWork — популярная сеть коворкингов, работающая в 103 городах от Нью-Йорка до Хошимина. Основная аудитория — крупные компании, стартаперы, предприниматели, программисты, дизайнеры. В этом году коворкинги сети должны открыться летом сразу в трех местах Москвы: в деловом квартале «Красная роза», в галерее «Якиманка 26» и в бизнес-центре «Белая площадь».

Порядка 30 % резидентов WeWork — крупные компании, 40 % — компании среднего размера и 20–30 % — начинающие стартапы и фрилансеры. Для стартапов у WeWork есть отдельная программа – WeWork Labs. Это что-то вроде бизнес-акселератора: cтартапы платят за рабочие места по сниженной ставке, а WeWork строит им экосистему. Помимо обычных преимуществ, WeWork дает стартапам менторов, помогает подать заявку на инкубатор или акселератор и содействует в поиске инвесторов. В обмен WeWork не получает от стартапов никакой выгоды, кроме платы за рабочие места.

При выборе города WeWork обычно отталкивается от двух параметров. Первый — размер рынка и возможность построить бизнес на нем. Второй — спрос со стороны нынешних и потенциальных резидентов. Так, на коворкинг в России был большой спрос у резидентов из Европы и Азии.

Оформлением московских точек сети должна заняться внутренняя дизайн-команда из Лондона. Вообще, интерьеры WeWork отличаются от дизайна типичных коворкингов. Резидентам выделяют не только стол, стул и интернет – в коворкингах круглосуточно доступны фруктовая вода, закуски, свежеобжаренный кофе, принтеры, стойка для велосипедов, закрытые телефонные будки, ежедневная уборка, круглосуточный доступ в здание и обработка почты и посылок. А еще после тяжелого дня в WeWork объявляют пивной час и бесплатно наливают пиво – по крайней мере, в Лондоне.

Стоимость места в московских точках сейчас формируется, скоро она появится на сайте. Ставки будут варьироваться от локации к локации. В более удаленных от метро местах ставки будут ниже. В среднем рабочее место в отдельном офисе будет стоить от 30 тысяч рублей в месяц. Hot desk, то есть возможность сидеть в опенспейсе и пользоваться всеми сервисами — 15 тысяч.  Фрилансерам можно взять себе dedicated desk — закрепленное место в опенспейсе стоимостью около 25 тысяч в месяц.

По мнению Александра Морозова, генерального директора S.A. Ricci, предстоящий выход оператора – это важное событие. Для многих собственников сеть станет хорошим арендатором, который задаст высокие стандарты и поможет развитию отечественного рынка коворкингов. Дело в том, что отдельно коворкинги в Москве сейчас никто не строит. Чаще всего компания-оператор арендует в торговом или бизнес-центре площадь от 500 до 2 тысяч квадратных метров и создает там от 50 до 200 рабочих мест. Именно поэтому такая крупная сеть будет интересна собственникам БЦ– она может арендовать сравнительно большие площади и по хорошей цене.

Вообще, московский рынок пока не насыщен качественными коворкингами в хороших бизнес-центрах класса А и В+ в удобных центральных локациях. Таких площадей в Москве сейчас не менее 600 тыс. кв. метров. «Ситуация очень удобная для развития коворкинга: низкие ставки аренды на офисы, широкий выбор офисных площадей, распространение фриланса и стартапов. Лет через пять в Москве, скорее всего, будут работать уже несколько коворкинговых сетей, включая международные, разного класса и ценового уровня», – отмечает эксперт.