Ритейл в подземных переходах: новые реалии на рынке

Ритейл в подземных переходах: новые реалии на рынке

Что же теперь?

По новым правилам торговые помещения в переходах являются собственностью города, арендаторы уже не могут сдавать их в субаренду. Однако у большинства павильонов – комплексная специализация, то есть арендатор сам решает, что он будет продавать. Как правило, небольшие площадки в переходах не очень удобны для крупных федеральных операторов. Поэтому павильоны занимают в основном безымянные магазины, торгующие дешевой одеждой и бельем, парфюмерией, товарами для дома, китайской электроникой, сувенирами, игрушками, едой и т.д. После проведения реформы общепита в переходах стало меньше, зато в большом количестве появились вендинговые автоматы. Арендаторы торговых точек в переходах в основном – ООО или ИП, продающие товары различных групп и наименований, как правило, невысокого качества и по низкой цене.

Новый порядок сдачи в аренду

Раньше предприниматели арендовали торговые точки у Московского метрополитена (точки в переходах и вестибюлях метро) и «Гормоста» (площадки в подуличных подземных переходах), открывали на них свои киоски, а чаще сдавали в субаренду, что приносило большие доходы. Мэрия же смогла ликвидировать посредников, разыгрывая торговые площади на открытых электронных аукционах, которые проводит департамент Москвы по конкурентной политике. Каждый потенциальный арендатор на торгах должен внести залог (начальная цена лота за первые два месяца), а победитель аукциона должен также заплатить 5–10% от суммы договора (либо предоставить банковскую гарантию на эту сумму). Однако в такой схеме есть свои «подводные камни». Иногда площадки выставляются на аукционы задолго до их ввода в эксплуатацию, но при этом внесенный арендатором на торгах залог – «замораживается» на время строительства. Кроме того, из-за резкого сокращения объема торговых площадей, ставки аренды, напротив, сильно выросли. Во время первых торгов за каждую площадку велся настоящий бой. В итоге, когда ажиотаж поутих, некоторые арендаторы были вынуждены возвращать «выигранные» точки, поскольку не могли платить арендные ставки, «взвинченные» ими же на торгах. Наконец, подобная ситуация может провоцировать рост нелегальной торговли возле метро.

Автор: Александр Морозов, генеральный директор S.A. Ricci